Роботизированная коробка передач (РКПП): как устроена, как правильно ездить

15.12.2023 9704 7

Краткое содержание:

  1. Особенности роботизированной коробки
    1. Основные функции
  2. Чем "робот" отличается от "автомата"
  3. Как ездить на машине с РКПП
  4. Правила эксплуатации и обслуживания "робота"
    1. Регулярно менять трансмиссионную жидкость
    2. Придерживаться спокойной манеры езды
    3. До конца нажимать на педаль тормоза
    4. В пробке всегда включать режим "Manual"

Роботизированная коробка передач (РКПП) — популярный вид трансмиссии, который устанавливается на большинство современных автомобилей. По принципу работы она мало чем отличается от АКПП: для трогания с места необходимо настроить передачу на Drive или Reverse. Однако по конструкции это совершенно другая трансмиссия, которая резко отличается от знакомого многим «автомата».

«Роботы» идеально подходят для плавной езды и прекрасно ведут себя на длительных передачах. Агрессивный стиль вождения совершенно не подходит для такого устройства. Чтобы трансмиссия прослужила долго и безотказно, необходимо соблюдать базовые правила эксплуатации и обслуживания.

Особенности роботизированной коробки

Конструкция «робота» близка к устройству механической коробки, но при этом первая обеспечивает водителя всеми возможностями АКПП. Разница же от «механики» заключается в том, что в РКПП за переключение отвечает специальный электронный компонент.

При использовании «робота» водителю не нужно зажимать левую педаль сцепления, чтобы перевести передачи. В машинах с РКПП она попросту отсутствует (этим она близка к АКПП).
Первые «роботы» появились в 1957 году, но те были только экспериментальные модели. Современные аналоги начали разрабатывать в 2003 году, а впервые «роботы» появились на машинах концерна Volkswagen.

Сегодня существует два вида роботизированной трансмиссии:

  • С одним сцеплением (однодисковые) — отличаются простой конструкцией и легкостью эксплуатации. В устройстве имеются специальные сервоприводы с электроникой, которые берут на себя задачи по переключению передач, замыканию и размыканию сцепления. Недостатком является медленная работа, а переключение нередко сопровождается рывками.
  • С двумя сцеплениями (преселективные) — по конструкции такие «роботы» можно представить как две МКПП в одном корпусе. Трансмиссия обеспечивает быстрое, но при этом плавное, переключение. То есть временной пропажи мощности (как в однодисковом варианте) здесь нет.

«Робот» с одним сцеплением устанавливают на недорогие модели автомобилей. Преселективные можно увидеть на Ауди, Порше, Шкода, Мерседес, Форд и пр.

Основные функции

Роботизированная трансмиссия предлагает следующие опции:

  • Нейтральная передача (N). Ее нужно использовать прямо перед началом езды или во время стояния в пробке. Также данная передача полезна в любых ситуациях, когда приходится длительное время стоять при работающем моторе.
  • Режимы движения (D, A/M, E/M). При выставлении этих передач необходимо сразу отпустить педаль тормоза и начать плавно нажимать на газ. Автомобиль будет самостоятельно переключать дальнейшие передачи в зависимости от условий на дороге.
  • Ручное управление коробкой (M). Водитель может перейти на этот режим, если на дороге наблюдаются сложные условия и автомобиль не может самостоятельно выбрать нужную передачу. Например, это может быть езда по дороге с частыми пробками, движение по рыхлому снегу и пр. В этом случае водитель самостоятельно управляет селектором.
  • Движение назад (R) — при включении этого режима авто начинает движение задним ходом.

В зависимости от марки и модели машины в конструкции «робота» еще могут быть дополнительные режимы. Например, сюда относятся спортивная езда, паркинг (только на Volkswagen).

Чем «робот» отличается от «автомата»

Эти две трансмиссии похожи друг на друга, но при этом есть ряд отличительных особенностей:

  • Роботизированная трансмиссия имеет меньшее количество масла, чем АКПП. Интервал замены рабочей жидкости у РКПП намного больше.
  • «Робот» способствует более экономному потреблению горючего силовым агрегатом, но при этом обеспечивает хорошие динамические характеристики. Это сближает данную трансмиссию к вариатору.
  • Пользоваться «роботом» довольно сложно, так как при переключении передач зачастую наблюдаются рывки. Но современные модели, оснащенные двумя сцеплениями, практически лишены этого недостатка.
  • Роботизированная коробка передач имеет опцию ручного управления, когда водитель может самостоятельно переключать передачи. В «автомате» такой функции нет.

Как ездить на машине с РКПП

Существуют два вида роботизированной коробки: с одним сцеплением и с двумя. Но при их эксплуатации необходимо придерживаться общего правила: ездить плавно и спокойно. В противном случае однодисковой «робот» будет сильно пинаться, а более совершенные преселективные — путаться в режимах.

Если же по каким-то причинам вы вынуждены ездить агрессивно и на больших скоростях с частыми остановками и пробуксовками, то рекомендуем поставить режим «Manual» (буква M). Он позволяет вам самостоятельно настраивать нужную передачу, а не надеяться на электронику автомобиля.

Если у вас установлен «робот» с одним сцеплением, то нельзя сразу трогаться с места (у трансмиссии такого типа стояночный тормоз не включается автоматически). Вместо этого следует сначала нажать на тормоз, в противном случае машина автоматически переключит вторую передачу после первой.

В условиях сильных заторов, когда придется двигаться с частыми остановками, коробка будет переключаться между первой и второй передачами. Это вредит конструкции, так как ускоряется износ дисков, а само устройство перегревается. Чтобы избежать поломки, рекомендуется поставить ручное управление, то есть переключать передачи самостоятельно.

Правила эксплуатации и обслуживания «робота»

Чтобы коробка передач не вышла из строя раньше времени, рекомендуем придерживаться определенных правил. Они касаются как использования трансмиссии, так и ее обслуживания.

Регулярно менять трансмиссионную жидкость

Производитель уверяет, что менять масло в «роботе» не нужно. Но эксперты и опытные автовладельцы все же рекомендуют перезаливать рабочую жидкость через каждые 60 000 км. пробега. Причем менять нужно масло не только в самой трансмиссии, но и в баке управления мехатроником. Заодно еще следует заменить масляный фильтр.

Самостоятельно провести эту процедуру невозможно, так как производитель не предусматривает замену жидкости вообще. Поэтому вы можете обратиться в нашу компанию — у нас в распоряжении есть все необходимое оборудование.

Придерживаться спокойной манеры езды

«Робот» подстраивается под особенности вождения машины в данный момент времени. Например, если вы нажимаете на газ, то трансмиссия автоматически готовит следующую передачу, чтобы быстро включить ее в нужный момент.

Однако если вы выбрали агрессивное вождение (например, часто нажимаете то на газ, то на тормоз), то коробка начнет усиленно подбирать нужную передачу. Это приведет к перегреву трансмиссии и ускорению ее износа.

До конца нажимать на педаль тормоза

Это нужно делать во время остановки или если вы собираетесь переключать передачу в ручном режиме. В противном случае из-за еще не разошедшихся дисков происходит повышенный износ, что вредит работоспособности трансмиссии.

Селектор необходимо двигать плавно (возможна даже небольшая задержка). Во-первых, это даст электронике дополнительное время на правильную настройку, а во-вторых, избавит вас от сильных рывков и толчков. Это возможно только в том случае, если вы до конца нажали на тормоз.

В пробке всегда включать режим «Manual»

«Робот» спроектирован так, чтобы обеспечивать экономное потребление топлива. Поэтому после стоянки на пробке устройство пытается как можно быстрее включить вторую передачу. Если после этого вы не ускоряетесь, то «робот» снова включает первую передачу. Такой стиль езды приводит к повышенному износу компонентов.

Чтобы избежать неприятных последствий, рекомендуем всегда включать режим «Manual» при езде в пробках.

Если роботизированная коробка передач перегревается, шумит или неправильно включает передачи, то необходимо провести диагностику и ремонт. Для этого вы можете обратиться в нашу мастерскую Gearbox в Челябинске.

Запишитесь на бесплатную диагностику АКПП

Поделиться:Вконтакте

Ещё статьи по теме