Адаптация АКПП после замены масла

24.05.2024 6683 12

Краткое содержание:

  1. Адаптация АКПП после замены масла
    1. Что подразумевается под коррекцией
    2. Сброс настроек коррекции – обязателен ли и что даёт
    3. Когда сброс нужен
    4. Основные параметры
    5. Адаптивная автоматическая коробка – особенности
  2. Время адаптации
    1. Как проводится принудительная адаптация и что о ней следует знать
    2. Калибровка без перепрошивки
    3. Что делать, если АКПП после адаптации начинает медленно работать
  3. Вывод

Замена масла в любой коробке передач – сложная, но обязательная процедура, без которой в автомобиле неминуемо начинаются со временем проблемы. Но и после того, как мастер поменял его, могут возникнуть некоторые неприятности. Отдельным явлением, о котором необходимо поговорить, стала так называемая коррекция, когда конфигурация механизма немного и обратимо меняется.

Стоит ли адаптировать коробку после замены технической жидкости и как это сделать? Некоторые считают эту процедуру очень полезной и не рекомендуют обходиться без неё.

Что подразумевается под коррекцией

Сначала следует выяснить, что автолюбители и эксперты понимают под коррекцией. Этим словом называется явление, когда меняется работа фрикционов. Переключение передач сжимает один из них и разжимает другие. Необходимо, чтобы эти процессы происходили практически одновременно, иначе в работе коробки появятся заметные и неприятные перебои.

В начале эксплуатации автомобиля, когда все детали новые и масло тоже, таких перебоев не возникает – механизмы работают правильно. Но со временем и детали, и жидкость изнашиваются. Начинаются уже упомянутые нежелательные явления.

После того как вы поменяете масло, требуется сделать подстройку параметров работы фрикционов коробки – эти параметры успели измениться под влиянием износа масла и механизма. Это и есть коррекция.

В современных моделях автомобилей за это отвечает автоматический блок управления. Коррекция включается, когда давление в какой-то части механизма отличается от рекомендуемых характеристик. Для всех пакетов фрикционов этот параметр указывается отдельно, с нумерацией буквами латинского алфавита.

При проверке параметров для фрикционов нужно учитывать различные наборы параметров. Например, температурные значения зимой и летом – понятно, что при изменении погодных условий изменится и стандартный показатель давления в коробке.

Настройки коррекции не постоянны – их можно и сбросить. Но стоит ли это делать?

Сброс настроек коррекции – обязателен ли и что даёт

Автовладельцы не приходят к единому мнению, обязателен ли сброс адаптации коробки после замены масла. Но современные модели автомобилей всё реже требуют его.

В старых машинах тоже желательно не проводить сброс. Коррекции, автоматически вносимые блоком управления, опираются не только на жидкость, залитую в данный момент в коробку. Изменения вносятся в связи со всеми условиями эксплуатации машины: состоянием деталей, климатическими и сезонными нюансами.

Ключевой вопрос в том, насколько изменится работа деталей коробки после смены масла и насколько хорошо к этому может подстроиться блок управления. Обычно, если с блоком всё в порядке, он быстро и правильно адаптируется к новой технической жидкости. И только в отдельных случаях может потребоваться сброс адаптации. Проще говоря, в большинстве автомобилей он не нужен – единственное, что нужно, это следить за состоянием масла и своевременно обращаться в сервис за его заменой.

Что же будет, если владелец или мастер всё же сделает сброс? Ничего особенного не произойдёт – блок управления скорректирует это сам. Но появится и последствие: давление, которое скорректировано блоком, после сброса настроек станет меньше.

Повышение давление происходит автоматически, чтобы скомпенсировать различные факторы, возникающие в ходе эксплуатации автомобиля – такие, как износ его деталей. Если при этом не вмешиваться в настройки, ничего не произойдёт. Но при принудительном снижении давления в коробке могут возникнуть сложности с управлением.

Продолжаться это будет 100 – 200 километров. Появятся пробуксовки, работа фрикционов АКПП замедлится. Затруднений с переходом с передачи на передачу не отмечается, однако сильно повысится износ – обращаться за ремонтом придётся заметно раньше, чем планировал автовладелец.

Продолжаться эти явления будут до того момента, как вновь вмешается блок управления. Он сделает это достаточно быстро, однако расстояние вы всё равно успеете проехать довольно большое, так что лучше не рисковать и не сбрасывать настройки без большой на то необходимости.

Когда сброс нужен

Несмотря на то, что в большинстве случаев эта манипуляция не требуется, есть случаи, когда она всё же нужна. Например, если проводился ремонт и/или коробка сильно изношена. Как правило, на старых устройствах коррекции могут быть достаточно большими.

Итак, вам отремонтировали коробку, и всё вроде бы стало хорошо работать, но есть одна особенность: давление осталось на высоком уровне. И вот теперь сброс настроек коррекции будет кстати: как уже упоминалось выше, при нём сбрасывается и давление.

Если же этого не сделать, избыточное давление в АКПП может приводить к сложному, тугому, резкому переключению передач.

Основные параметры

Различные модели автомобилей имеют свои особенности, однако основные параметры адаптации у них всё же совпадают. В первую очередь они касаются всё того же давления технической жидкости.

Коробки передач современных машин оснащены интересной функцией – они могут «запоминать» условия использования автомобиля. Например, стиль вождения – предпочитает ли владелец авто управлять им в спокойной или же, наоборот, агрессивной манере. Коробка может подстроиться под функционирование двигателя, чтобы своевременно реагировать на все действия водителя и снижать расход горючего.

Она способна учитывать и разгоны, и торможения, чтобы автомобиль двигался наиболее плавно. Эта особенность сводит к минимуму эффекты от резкого разгона или сброса скорости, делая поездку в авто более комфортной.

Это становится полезно в разных случаях:

  • Когда приходится подстраивать работу авто под нового владельца;
  • Когда меняются погодные условия, дорога становится мокрой или обледеневает;
  • Маршрут часто предполагает движение вверх под большим уклоном;
  • Автомобиль ездит по нескольким типам дорожного покрытия, по бездорожью, асфальту, находящемуся в плохом состоянии.

В этих ситуациях коробка передач сама «выберет» оптимальный режим работы для комфортной езды, уменьшения износа деталей и расхода топлива.

Адаптивная автоматическая коробка – особенности

Автоматические коробки передач делятся на две разновидности – обычная и адаптивная. Первая отличается отсутствием пониженных передач, но на ней присутствуют кнопки их повышения. Вторая может понижать скорость самостоятельно, сама выбрать нужный режим.

Третий вид современных АКПП – полуадаптивный. При этом сбрасывать параметры и проводить адаптацию время от времени необходимо. Некоторые делают это сами, но всё-таки желательно обращаться к специалистам автосервиса.

Время адаптации

Это также очень важный параметр. Выше приводился пример, в котором блок управления возвращался к необходимым настройкам спустя 200 километров пробега. Это может случиться и раньше, и чуть позже – в зависимости от модели коробки и версии установленного программного обеспечения, регулирующего эти настройки.

Чтобы узнать точное значение, желательно посмотреть инструкцию по эксплуатации вашего автомобиля либо обратиться в сервисный центр, в котором можно уточнить данные о вашей модели авто.

Есть возможность ускорить время адаптации. Это достаточно сложная процедура, которую нежелательно проводить неопытным автовладельцам. Принудительная адаптация – крайняя мера, к которой прибегают в исключительных случаях.

Как проводится принудительная адаптация и что о ней следует знать

Как известно, в коробке установлен чип, регулирующий все её настройки. Чтобы принудительно адаптировать устройство к внесённым изменениям, этот чип требуется перепрошивать. Этот процесс требует знания настроек программного обеспечения и умения решать проблемы, которые могут возникнуть при неудачной переустановке.

Желательно, чтобы за эту манипуляцию взялся опытный человек. Даже если владелец автомобиля уверен в своих возможностях, лучше довериться мастеру сервисного центра. Здесь ваш автомобиль отремонтируют по гарантии, а если что-то пойдёт не так, его снова будут ремонтировать, но уже бесплатно, до достижения желаемых результатов.

Калибровка без перепрошивки

Существует возможность внести изменения даже без перепрошивки чипа. Это делается разными способами. В первую очередь нужно сбросить настройки адаптации. Это тоже достаточно сложно, и для такой процедуры рекомендуется обращаться к профессионалам. Но она не так сложна, как полная перепрошивка, и не имеет таких последствий.

Но есть способы достичь нужного эффекта и без работы с программным обеспечением. Нужно будет проводить все манипуляции исключительно с оборудованием в салоне. Например:

  • Повернуть два раза ключ зажигания, чтобы при этом двигатель оставался выключен;
  • Сильно выжать педаль газа;
  • Выключить зажигание, ничего не делать в течение нескольких минут;
  • Установить ключ в положении, в котором он был во время поворотов, а затем вытащить его;
  • Повторить нажатие на педаль газа;
  • Отпустить педаль и включить двигатель.

Если вы приобрели подержанную машину, и предыдущий владелец установил на ней свои параметры, это сравнительно простой способ их сбросить.

Есть ещё один способ это сделать – с помощью сканера, использующегося в диагностике профессиональными сервисными центрами различных марок автомобилей.

Таким образом, мастер в автосервисе сбрасывает параметры, которые уже были установлены. Это чуть более сложный алгоритм, но при этом работа может занять меньше времени.

Что делать, если АКПП после адаптации начинает медленно работать

Иногда адаптивная коробка начинает медленно работать – либо после сброса настроек, либо уже после того, как вы приобретаете автомобиль. При этом предыдущий владелец утверждает, что с коробкой всё хорошо, она исправна и перед продажей подверглась калибровке. В чём может быть причина?

Во-первых, нужно обратить внимание на обстоятельства, при которых АКПП начинает медленно работать. Например, это происходит во время быстрого набора скорости (на крупной трассе) или, наоборот, в городе во время вынужденного простоя в пробке. Если скорость работы коробки зависит от обстоятельств поездки, это может объясняться просто: она адаптирована под стиль вождения предыдущего владельца, а теперь просто не успела перестроиться.

В этом случае нужно обратиться в сервис, чтобы провести сброс настроек, или (что нежелательно) подождать, пока устройство «привыкнет» к вашему стилю управления автомобилем.

Вывод

Адаптация коробки передач на современных автомобилях чаще всего не требуется. АКПП комплектуются автоматическими блоками управления, и участие водителя или мастера, чтобы перестроить её под различные условия, в большинстве случаев не требуется.

Но на дорогах до сих пор встречаются машины, которые выпущены в 2000-х, 1990-х или даже 1980-х (а то и раньше) годах. Тем не менее они уже оборудованы «автоматом». И одно из важнейших отличий коробок старых моделей – отсутствие адаптивности.

Чтобы исправить проблемы, возникающие после смены масла и повышения, в связи с этим давления внутри устройства, и проводится настройка. В этом случае автовладелец проводит её сам или обращается в сервисный центр. Предпочтительнее, конечно, второй вариант – причём центр должен быть официальным для марки, к которой принадлежит автомобиль.

Благодаря правильной настройке, проводимой в таких сервисах, удаётся добиться заметного эффекта. Коробка начинает работать стабильнее, экономится её ресурс (АКПП меньше переключается, изнашивается меньше). Кроме этого, водителю всё реже приходится вмешиваться в работу устройства.

Второй случай, когда требуется такая коррекция – это чип-тюнинг. Однако с ужесточением правил эксплуатации авто (усложнился порядок регистрации тюнингованных транспортных средств) к нему прибегают реже. Потому в основном за этой услугой обращаются владельцы старых машин.

Настройка – не единственное, к чему надо прибегнуть, если вы хотите устранить проблемы с АКПП. Если они достаточно серьёзны и мешают управлять машиной с комфортом, потребуется не только замена масла и последующая адаптация, но и полноценный ремонт. Однако первое, что нужно будет сделать – записаться на диагностику. Современные сервисные центры обладают достаточно мощным и точным оборудованием, чтобы точно узнать причину поломки и в короткие сроки её устранить, а также избежать похожих неисправностей в будущем.

Запишитесь на бесплатную диагностику АКПП

Поделиться:Вконтакте

Ещё статьи по теме