Масло в вариаторе CVT: какое заливать и как подобрать
Краткое содержание:
- Для чего используется
- Разновидности технической жидкости
- Как проводится проверка уровня
- Каким должен быть цвет
- Оптимальная температура
- Как понять, какое масло залили
- Можно ли смешивать жидкости
- Можно ли сменить самостоятельно
- Вывод
На современных автомобилях часто встречаются автоматические коробки передач, в частности – вариаторные. У них есть несколько ключевых особенностей – например, отсутствие ступеней: скорости переключаются не только автоматически, но и очень плавно.
Разумеется, это не единственная особенность вариатора – есть и другие. В частности, для него необходим особый состав масла ввиду наличия трущихся деталей в механизме. Какое масло заливать и как его выбрать?
Для чего используется
Существует несколько целей, с которыми в АКПП заливается такая техническая жидкость:
- Поддержание оптимальной температуры механизмов, предотвращение перегрева;
- Уменьшение трения;
- Плавное изменение передаточного числа;
- Смазка дифференциала.
Всё это необходимо для того, чтобы коробка работала дольше и эффективнее. Использование других технических жидкостей не рекомендуется. У них есть несколько отличий, главное из которых заключается в добавлении специальных присадок.
Разновидности технической жидкости
Есть несколько разновидностей вариаторного масла. Чтобы понять, какое из них пригодится для вашего автомобиля, нужно внимательно изучить инструкцию – там не будут указаны конкретные модели и марки, но вы получите представление о составе и свойствах.
В частности, нередко для усиления полезных свойств добавляются такие элементы, как молибден или сера. Они предотвращают разрушение металла, появление неровностей, сильного износа.
Ещё одна характерная черта такого масла – его высокая вязкость. Стандартная смазочная жидкость – не такая вязкая, потому использовать её для вариатора не стоит.
Всего основных разновидностей жидкости насчитывается три.
- Первая – это ATF. Она предназначается для того, чтобы смазывать сцепление, тормозную систему и автоматическую трансмиссию.
- Вторая – CVTF, специально предназначающаяся для вариаторных коробок. Она немного отличается по своей формуле от первой. Отличия уже описаны выше – она более вязкая и содержит вещества, которые защищают вариатор от излишнего износа. Другими словами, создана с учётом особенностей бесступенчатой КПП.
- Третий вид – это DCTF, подходящий только для тех механизмов, которые имеют двойное сцепление.
Некоторые производители рекомендуют свою продукцию для определённых марок автомобилей. Как правило, такие технические жидкости изготавливают сами автопроизводители – в частности, Honda, Nissan, Mitsubishi. Если ваша машина принадлежит к одной из этих марок, лучше всего будет предпочесть именно такое масло.
Как проводится проверка уровня
Нередки ситуации, когда уровень технической жидкости в автомобиле недостаточен. Чтобы заметить это или, наоборот, убедиться в том, что уровень в норме, автовладелец использует щуп.
На этом приспособлении есть отметки, обозначающие минимальное и максимальное количество смазочного материала. Оптимальный вариант – когда жидкость находится между этими двумя отметками.
Но что делать, если такого устройства нет? В этом случае узнать уровень сможет только специалист автосервиса, который проведёт диагностику с помощью компьютера.
Каким должен быть цвет
Если вы достаточно опытный автовладелец, то могли заметить, что со временем смазочная жидкость меняет свой цвет. Но с уверенностью об этом может сказать только автомеханик, специализирующийся на вариаторных коробках передач.
Как это делается? Во время диагностики сливается некоторое количество масла в специальную ёмкость. Она должна быть полностью прозрачной, чтобы оттенок можно было хорошо рассмотреть.
Нормальный вариант цвета – зелёный. Только такое масло пригодно к использованию. Однако если оно поменяло оттенок и стало коричневым, его применять уже нельзя. Иногда обнаруживается, что трансмиссионная жидкость стала красной – это тоже показатель, что пора заливать новую.
Оптимальная температура
Существуют требования даже к температуре смазочных материалов вариатора. Как мы уже сказали, одна из целей их использования – поддержание рабочей температуры механизма, потому и само масло не должно перегреваться.
Минимальная рабочая температура здесь – 20 градусов. Максимальная – 90. Чтобы поддерживать её, вы должны ездить в обычном режиме, избегать резких разгонов и торможений. Чем сильнее разогревается сам вариатор, тем меньше времени требуется для того, чтобы жидкость исчерпала свой ресурс.
Как понять, какое масло залили
Если вы не знаете, какая трансмиссионная жидкость залита в вариатор (например, приобрели подержанную машину), то сами вы определить этого не сможете. Максимум, что может сделать обычный автовладелец – посмотреть цвет (и, следовательно, понять, не нужно ли менять масло).
Определение типа смазочной жидкости, её марки и состава остаётся для вас недоступным. Это очень сложный процесс, для которого требуется химический анализ.
Хорошая новость: такие детали вам знать не обязательно. Достаточно убедиться в том, что смазочный материал подойдёт для дальнейшего использования. Для этого нужно налить небольшое количество на листок белой бумаги. После этого вы сможете рассмотреть цвет: зелёный – достаточно новое масло, красный – нужна замена.
Существуют ли ситуации, когда подробный анализ необходим? Да, и такая ситуация одна: когда вам хочется не полностью поменять масло, а просто его долить.
Можно ли смешивать жидкости
Этот вопрос может заинтересовать тех, кто заметил, что смазочного материала не хватает, и решил, что его нужно долить. Ответ на этот вопрос такой: да, смешивать можно, однако должно быть точное соответствие по вязкости и другим параметрам. Узнать, есть ли это соответствие, можно только после лабораторного анализа.
К счастью, такая необходимость возникает не всегда. С ней могут столкнуться только те, кто приобретает автомобили с пробегом. Здесь возможно два варианта решения: полностью сменить трансмиссионную жидкость или всё-таки обратиться в лабораторию.
Если же вы купили свою машину без пробега, таких сложностей возникать не должно.
Можно ли сменить самостоятельно
Владельцы автомобилей с вариаторной коробкой обращаются для замены расходных материалов в сервис. Однако эта услуга – платная, и некоторые предпочитают экономить на ней, меняя масло самостоятельно.
Насколько это допустимо? Это вполне подходящий вариант, если речь идёт о частичной замене. Но полная проводится только в условиях автосервиса.
Почему лучше обратиться к профессионалам? Есть две основных причины. Первая – они всегда используют качественное масло, и риск залить поддельную продукцию здесь минимален. Вторая – перед тем, как сменить расходный материал, специалисты сервисных центров проводят диагностику и тестирование коробки передач, чтобы точно определить её характеристики.
Вывод
Вариатор – достаточно удобное, но при этом очень требовательное устройство. Использовать для него те же смазочные материалы, что и для обычной автоматической коробки, нельзя. Чтобы подобрать нужный состав, необходимо обращать внимание на детали, такие, как вязкость и наличие определённых элементов.
К счастью, автопроизводители упростили эту задачу. Они выпускают масла под собственной маркой и дают понять, для каких именно моделей авто предназначены эти составы. Они могут стоить дороже, чем обычные трансмиссионные масла для других типов коробок. Но не стоит приобретать более дешёвые варианты – они часто оказываются поддельными.
Если вам требуется замена трансмиссионного масла, вы можете подобрать его самостоятельно. Но лучше, если это сделает профессиональный автомеханик, который произведёт и саму замену. Он может дать рекомендации по поводу состава, количества и периодичности.
Запишитесь на бесплатную диагностику АКПП
Ещё статьи по теме
Замена масла – одна из необходимых манипуляций для того, чтобы…
Внутри автоматической коробки передач циркулирует трансмиссионное масло, которое и передает…
Статья обновлена: 19.01.2023 Как понять, что АКПП буксует и что в…
Автоматическая коробка передач — это сложный механизм с большим количеством…