Все о масле в гидротрансформаторе АКПП: как попадает, заливается и сливается масло в бублике
Краткое содержание:
- Извлечение из гидротрансформатора
- Как самим слить масло и что требуется знать
- Что делать, если понадобился ремонт гидротрансформатора
- Как подготовиться
- Несколько полезных советов
- Когда не стоит пытаться менять масло самостоятельно
Масло в автоматической коробке передач циркулирует по простому алгоритму. Залитое в поддон, оно поднимается в гидротрансформатор, после чего переходит в радиатор, а затем возвращается в исходную точку. Так вкратце описывается путь, которым оно попадает в гидротрансформатор.
Поток разделяется на вихревой (по спирали) и роторный (строго по кругу).
Как оно извлекается оттуда, как залить его самостоятельно и что нужно делать, если появилась необходимость слить его без помощи мастеров автосервиса?
Извлечение из гидротрансформатора
Слив при замене производится благодаря наличию контура циркуляции в механизме. Он же отвечает за то, чтобы жидкость передвигалась по нему одним и тем же путём. Но на этот раз контур требуется разъединить. Для этого извлекаются патрубки радиатора, а на их место вставляется специальный переходник от устройства, заменяющего жидкость.
Процесс проходит так: старое масло под давлением извлекается из установки, после чего туда заливается такой же объём нового. Это называется аппаратной заменой и применяется только в автоматических коробках передач.
Важно: работать устройство может только тогда, когда двигатель автомобиля включен!
Существует не только полная (для АКПП полная=аппаратная), но и частичная замена. В этом случае масло сливают только из поддона. Однако даже в случае полного слива новый материал смешивается с некоторым количеством старого, которое неизбежно остаётся внутри коробки.
Из-за этой особенности приходится использовать больше жидкости, чем заливается в гидротрансформатор изначально. Например, в случае с легковыми автомобилями марки BMW, где по умолчанию требуется 9 литров, при повторном заливе понадобится минимум 14. То есть, объём каждый раз нужно умножать на 1,5.
Всегда нужно обращать внимание на следующие правила и стандарты:
- Одинаковое количество слитого и добавленного масла;
- Внимательное отношение к работе с аппаратом (но при этом допускать, что какое-то количество расходного материала останется внутри АКПП);
- Наличие переходника для подключения к коробке передач вашего автомобиля (они бывают разными);
- Вероятность, что придётся корректировать давление в системе вручную (на некоторых моделях иной режим работы не предусмотрен).
Иногда гидротрансформатор приходится менять или просто снимать и устанавливать заново, например, при его блокировке. Часто такого рода неисправности можно заметить на определённых марках автомобилей, таких как Toyota, Subaru, Mercedes.
Обратите внимание: если потребовался ремонт трансформатора, обязательно обращайтесь к специалистам автосервиса. Это не та неисправность, которую легко устранить самостоятельно.
Как самим слить масло и что требуется знать
Если вы по каким-то причинам не доверяете мастерам в сервисных центрах, можете попробовать заменить расходный материал самостоятельно. Важно знать, когда это надо сделать: в большинстве автоматических коробок передач производитель называет срок от 60 до 90 тысяч километров пробега. Учтите, что, если масло будет сильно отличаться по характеристикам от старого, коробке нужно будет дать время, чтобы она адаптировалась к новой жидкости.
Первое, что нужно узнать – какое именно масло требуется для коробки вашего автомобиля. Это можно прочитать в инструкции по эксплуатации либо поинтересоваться у специалиста автосервиса. Также, заказывая его в интернете, можете посмотреть подходящий вариант в каталоге запчастей.
Что делать в случае, если производитель рекомендует не менять масло? Это действительно допустимо, но только в том случае, если машина всё время передвигается только по трассам. Но такое условие не соблюдается для подавляющего числа автомобилей – под трассами понимаются только крупные дороги, соединяющие крупные города.
Если вы просто ездите по своему городу или предпочитаете агрессивный стиль управления – эта рекомендация неактуальна. Жидкость при такой езде нагревается. Из-за этого она хуже справляется со своими функциями, а это, в свою очередь, приводит к ускоренному износу деталей.
При агрессивной езде замену рекомендуется делать чаще, чем при обычной: после 40 тысяч километров пробега, а не после 80 тысяч.
Ещё одно условие, при котором надо обязательно заменить жидкость – утечки или другие признаки поломок.
Когда это делать не надо? Во-первых, лучше избегать замены, когда после предыдущей транспорт проехал более 150 тысяч километров. Во-вторых – когда есть подозрения, что внутри АКПП есть отложения, которые при аппаратной замене жидкости могут отделиться и засорить весь механизм.
Теперь о самом процессе. Сначала выясните, какая модель АКПП установлена на вашем автомобиле. В некоторых невозможен частичный слив жидкости, в других предусмотрен только аппаратный (то есть, приходится пользоваться услугами автосервиса). Если ваша машина к таким не принадлежит, можете попробовать сделать это сами.
Автовладельцы предлагают, в частности, такой метод:
- Завести мотор и одновременно с этим нажать тормоз;
- Переключить рычаг коробки вниз до положения D, останавливаясь на 1-2 секунды на каждой позиции;
- Перевести на позицию P, на этот раз не останавливаясь;
- Заглушить мотор;
- Дождаться, пока масло выльется из гидротрансформатора.
Здесь подробно описан процесс слива жидкости, но ничего не сказано о том, как залить новую. При аппаратной замене это занимает несколько минут. Сложнее и дольше это будет у тех, кто решил сменить масло вручную и частично. Здесь главное – следить, чтобы внутрь устройства поступило столько же масла, сколько было вылито. Можно обновить 1/3 или ½ объёма, затем повторить замену через некоторое время.
Что делать, если понадобился ремонт гидротрансформатора
Иногда получается так, что обычная замена расходного материала уже не поможет: гидротрансформатор или вся коробка нуждаются в ремонте. В этом случае трансформатор снимается, а его корпус распаивается, разбирается на детали. Он сначала промывается, а затем осматривается на предмет неисправностей.
Следующий этап – устранение выявленных поломок, сборка корпуса и заливка свежего масла. Для того чтобы осуществить этот процесс, используется специализированная аппаратура, и потому ремонт будет стоить дороже, чем обычная замена.
К этому стоит прибегать, только если вы замечаете, что коробка передач работает неправильно. Если масло просто выработало свой ресурс, его достаточно просто сменить.
Что из этого поможет, если вы стали ощущать неудобства и трудности в управлении? Конечно, подробная диагностика и срочный ремонт (чем раньше, тем лучше). А вот в замене не будет никакого смысла, если причина поломки – не в старой жидкости.
Как подготовиться
Если вы собираетесь провести заливку новой жидкости без помощи автосервиса, вам нужно будет подготовиться. Нужно учесть три вещи – наличие запасных частей, места (для этого, например, хорошо подойдёт яма в гараже) и ёмкости, куда можно будет вылить использованный расходный материал. Часто это – обычная канистра.
Также у вас должно быть оборудование для того, чтобы эти манипуляции стали возможны. Их приобретают в интернет-магазинах или оффлайн торговых точках для автовладельцев.
Но вам точно не продадут оборудование для полной замены масла. Такими аппаратами располагают только автосервисы. Самостоятельно вы зальёте только частичный объём.
После того как вы это сделали, проверьте, сколько жидкости сейчас залито в АКПП. Этот показатель должен, как говорят специалисты, быть номинальным – то есть таким, который указан в инструкции по использованию автомобиля.
Важно: проводите замену расходных материалов в коробке передач только при наличии соответствующего опыта в ремонте автотранспорта. Если опыта недостаточно, лучше обратиться в СТО. Желательно, чтобы это был центр со специализацией именно на вашей марке.
Также техцентры, специализирующиеся на отдельных марках, могут принести вам пользу и в случае самостоятельного залива масла. Здесь вы сможете приобрести и саму жидкость, и (при необходимости) фильтр.
Несколько полезных советов
Если вы собираетесь заменить техническую жидкость в АКПП, вам пригодятся несколько советов.
Следите за пробегом внимательнее
Если вы не хотите пропустить момент, когда АТФ (трансмиссионное масло) будет нуждаться в замене, отслеживайте показатель пробега. Так будет проще подготовиться самим и подготовить автомобиль к предстоящим манипуляциям. А самое главное – сделать это вовремя.
Точно узнайте расположение всех деталей
Чем лучше вы будете знать расположение частей механизма, тем быстрее и качественнее смените жидкость. Для этого желательно изучить как можно больше источников, касающихся вашей модели автомобиля.
Это может быть и ПТС, и инструкция по пользованию, и различные тематические сайты. У каждой модели есть свои характерные особенности. Но все автомобили объединяет расположение коробки передач, которое может значительно затруднить работу с ней: она находится внизу. Где точно – зависит от привода. Если авто переднеприводное – она расположена под капотом поблизости от мотора, задне- или полноприводное – за мотором около центрального тоннеля.
Узнайте также и список комплектующих
Сложность работы зависит не только от расположения автоматической коробки передач, но и от списка деталей, из которых состоит сама коробка и прилегающие механизмы.
Так, некоторые модели авто оборудуются специальным щупом, благодаря которому можно посмотреть уровень трансмиссионной жидкости. Другие же таким приспособлением не оснащаются. Поменять масло в этом случае может только специалист СТО.
Также важно узнать, в каком именно месте сливается жидкость.
Что делать, если вы решили слить масло через пробку
Различные АКПП имеют разную конструкцию. Если вы обнаруживаете внизу сливную пробку, расположите под ней приготовленную ёмкость. Открутите пробку, и тогда жидкость начнёт сливаться сама.
Дождитесь, пока поток иссякнет. Тогда можно будет закручивать пробку обратно.
Через щуп
Есть коробки, конструкцией которых не предусмотрены сливные пробки. В этом случае заменить АТФ самостоятельно сложнее, и часто приходится обращаться в автосервис.
Но это вы можете сделать и сами. Нужно откачивать жидкость через отверстие щупа. Такой способ подойдёт для моделей авто, конструкция которых включает щуп. Но есть и альтернативное решение – откачать отработанное масло с помощью насоса.
Снятие поддона коробки
Иногда требуется частично разбирать АКПП – а именно снимать поддон, чтобы слить жидкость, находящуюся сейчас внутри него. Это проще сделать без специалиста, однако сам процесс займёт больше времени, поскольку это, по сути, разборка устройства.
Первое, что нужно сделать – это снять защиту поддона. Затем – отделить сам поддон. Постарайтесь не терять болты.
Слейте масло в канистру (или другую ёмкость) и расположите её под коробкой, чтобы сюда капала оставшаяся жидкость. Тщательно очистите поддон, в том числе магниты, на которых могли остаться некоторые металлические частицы. (Но при их обнаружении желательно как можно быстрее обратиться в сервис – это явный признак поломки или сильного износа).
Перед манипуляциями приобретите для поддона новую прокладку – её тоже потребуется заменить.
Куда рекомендуется заливать новую жидкость
Здесь нет никаких конкретных рекомендаций. Всё зависит только от модели и года выпуска вашего автомобиля. На устаревших моделях часто можно найти отверстие со щупом, назначение и функции которого описаны выше. На более новых – залив масла удобнее: они оборудованы сливной пробкой (она же заливная).
Единственная сложность, которая может возникнуть в таких автомобилях при замене АТФ, это необходимость закачивать её снизу. Для этого применяется масляный насос.
Не превышайте, но и не занижайте количество
Это очень важная рекомендация. За уровнем трансмиссионного масла необходимо следить строго. Причиной поломки автоматической коробки может стать как его недостаток, так и чрезмерное количество.
Когда не стоит пытаться менять масло самостоятельно
Если вы – опытный автовладелец, который проводил такие манипуляции уже не один десяток раз, проблем возникнуть не должно. Но если вы только начинаете этим заниматься или у вас вообще нет опыта, лучше всего обратиться к человеку, который специализируется на автоматических коробках, типичных для вашей модели авто.
Кроме этого, не нужно пытаться разбирать АКПП и менять в ней техническую жидкость, если вы подозреваете поломку и не знаете, как её устранить. Скорее всего, неисправность не связана с АТФ, и залив другое масло, нужного эффекта не достичь.
Но даже если трансмиссионная жидкость всё-таки могла стать причиной выхода АКПП из строя – лучше довериться специалистам. Такое бывает в случаях, когда автомобиль проездил на ней слишком долго.
При возникновении трудностей можно поменять масло в наших отделениях в Уфе, Краснодаре, Екатеринбурге и Челябинске.
Запишитесь на бесплатную диагностику АКПП
Ещё статьи по теме
Автоматическая коробка передач требует особого подхода к эксплуатации, отличающегося от…
Адаптация (калибровка) — это процесс, при котором коробка подстраивается под…
Статья обновлена: 22.02.2023 Растерянность водителя в пути, когда включился аварийный режим…
Автоматическая коробка передач – один из наиболее чувствительных к неправильной…