Признаки неисправности и износа фрикционов АКПП
Краткое содержание:
- Принцип работы и устройство фрикционов
- Виды
- Срок эксплуатации
- Причины и признаки выхода из строя
- Как диагностируют и чинят
- Советы по эксплуатации
Фрикционы – это детали автомобильной коробки передач, позволяющие плавнее переключать скорости. Если коробка вашей машины автоматическая, нагрузка на эти детали во время работы даётся колоссальная. Конечно, со временем они стачиваются и выходят из строя.
Как понять, когда они неисправны или изношены? Как проходит диагностика и ремонт? Что делать, чтобы избежать преждевременного прихода в негодность фрикционов АКПП?
Принцип работы и устройство фрикционов
Чтобы передачи переключались плавно, конструкторам потребовалось усложнить устройство коробки. Были добавлены многочисленные электронные компоненты и фрикционы.
Последние представляют собой кольца из металла, часть из которых может перемещаться, часть остаётся неподвижной. Они устанавливаются на планетарные редукторы. Если на коробке не включена определённая скорость, фрикционы перемещаются относительно друг друга. Когда одна из передач включается, задействуется ещё один элемент, фиксирующий один из дисков. Редуктор начинает двигаться, вслед за ним – привод.
За время даже непродолжительной поездки совершаются тысячи таких движений. Потому фрикционы должны изготавливаться из особо прочного металла, выдерживающего такие нагрузки. И именно поэтому следует обращать особое внимание на то, насколько коробка передач обеспечивается маслом.
Виды
Фрикционы различаются по нескольким характеристикам. Две основных разновидности – односторонние и двусторонние. Некоторое время назад популярностью пользовались односторонние запчасти, которые имели с одной стороны стальную поверхность, а с другой устанавливалась накладка из других материалов.
Однако сейчас более востребованы двусторонние фрикционы. Обе их стороны изготовлены из прочных металлов, конструкция предусматривает и накладки, которые могут не только впитывать излишки масла, но и не допускать перегрева дисков во время движения.
Фрикционы различаются по материалу, из которого выполнены такие накладки. Чаще всего в современных моделях используется графитовое волокно, известное своей устойчивостью как к высоким температурам, так и к нагрузкам. Ещё один крепкий и долговечный материал – кевлар. Накладки из него также используются часто, и их просто найти в специализированных магазинах.
Да, найти просто именно накладки: они могут продаваться отдельно. Они изготавливаются в различных размерных вариантах – покупатель может подобрать подходящий для своего автомобиля.
Срок эксплуатации
Существуют разные модели фрикционных дисков – и у них, конечно, различные сроки эксплуатации. Однако на большинстве из них первые поломки начинают проявляться при пробеге от 100 тысяч километров – часто от 100 до 150 тысяч.
Как обнаружить признаки неполадок? Очень просто – сначала при переключении скоростей начинаются небольшие задержки, затем появляются резкие рывки. Но у таких особенностей могут быть и другие причины. Чтобы точно определить, что вызывает неполадки, нужно обратиться в автосервис: специалист разберёт коробку и найдёт неисправность, если она связана с АКПП.
Причины и признаки выхода из строя
Основная причина поломок фрикционных дисков проста и заключается в износе. Однако бывает и так, что диски приходят в негодность до того, как будет достигнут указанный выше пробег.
Такие поломки могут относиться к нескольким разновидностям наиболее распространённых неисправностей. Проверить, в чём именно может быть дело – задача, которая по силам не только мастеру в сервисном центре, но и вам. Вот как это делается:
- Если у вас есть щуп для проверки уровня масла, проверьте этот уровень, он не должен существенно уменьшаться со временем;
- Обратите внимание на то, насколько корректно переключаются скорости, насколько плавно это происходит;
- Включите нейтральную передачу, посмотрите, продолжает ли транспортное средство двигаться (в норме оно стоит на месте);
- Проверьте, нет ли при переключении скоростей толчков и ударов;
- Прогрейте мотор и проверьте, нет ли затруднений с ездой при горячем двигателе;
- Включите двигатель, не нажимайте педаль газа, обратите внимание на наличие или отсутствие металлических звуков.
У этих явлений – свои причины. Например, если вы замечаете, что нейтральная передача не мешает автомобилю двигаться, это признак очень серьёзной проблемы. Она заключается в том, что фрикционы подверглись воздействию очень высоких температур и оказались приваренными к остальному механизму. Не исключено, что придётся менять всю коробку передач.
Если возникает ощущение запаха горелого масла, это означает, что техническую жидкость необходимо сменить – а заодно проверить АКПП на исправность.
Если вы замечаете, что автомобиль лучше едет при непрогретом двигателе, а по мере его прогрева появляются сложности – это значит, что диски сильно изношены, а вязкость технической жидкости неподходящая.
В случаях, когда невозможно переключиться на заднюю передачу, либо скорости переключаются через одну, коробка уходит в аварийный режим – это тоже серьёзный признак поломки.
В основном все вышеперечисленные явления происходят из-за сильного трения в сочетании с недостаточным уровнем масла. Если оно действительно находится ниже минимума, нужно искать причины уже его повышенного расхода. Кроме этого, следует проверить и систему охлаждения.
Как диагностируют и чинят
У специалистов автосервисов есть несколько способов диагностировать неисправности фрикционных дисков. Первое, что для этого следует сделать – разобрать всю коробку целиком. Затем оценивают состояние всех компонентов АКПП: масляного насоса, фрикционов и тормозных лент.
Чтобы диагностировать именно неполадки фрикционов, производится демонтаж коробки. После этого специалист сервиса открывает её, чтобы получить доступ к деталям. Эти диски устанавливаются не поодиночке, а целыми пакетами – с этим и связаны некоторые особенности замены.
Итак, замене поддаются только фрикционы из одного пакета – в случае, если они достаточно изношены или неисправны, при этом масло находится в удовлетворительном состоянии. Автомеханик проверяет и зазоры между дисками. Если они находятся в пределах допустимого, то заменяется только один пакет.
Если же наблюдается износ нескольких пакетов фрикционных дисков, то меняются все эти пакеты, а кроме них – тормозные ленты.
Советы по эксплуатации
Чтобы эти запчасти не изнашивались преждевременно, вам следует выполнять несколько несложных правил. Первое – следить за уровнем масла в АКПП и за его расходом. Если уровень быстро снижается, это может сигнализировать о поломке не только фрикционов, но и других частей механизма.
Второе – не допускать ситуаций, в которых коробка может изнашиваться сильнее, чем обычно. Избегайте агрессивного вождения, по возможности меньше стойте в пробках. Перед длительными поездками проходите техосмотр.
Хорошее состояние коробки передач – залог комфортного и безопасного управления машиной. Всегда своевременно проходите ТО, при необходимости соглашайтесь на замену комплектующих. Тогда ваш автомобиль прослужит вам долго.
Запишитесь на бесплатную диагностику АКПП
Ещё статьи по теме
Устройство автоматической коробки передач значительно отличается от механической. В ней…
Роботизированная коробка передач (РКПП) — достаточно надежный агрегат, который по…
Автоматическая коробка передач – один из наиболее чувствительных к неправильной…
Гидротрансформатор — важнейший узел автоматической трансмиссии, влияющий на работу всей…