Почему течет масло в АКПП — причины, последствия, меры профилактики
Роль смазочного материала в автоматической коробке передач заключается в отведении тепла от внутренних узлов агрегата и уменьшении трения между элементами. За счет этого снижается интенсивность износа, а трансмиссия прослужит дольше.
Однако нередко наблюдаются неисправности, при которых масло начинает вытекать из коробки. Такое происходит из-за неправильной эксплуатации, заводского брака или естественной выработки комплектующих. Если не решать проблему, то трансмиссия может оказаться без смазки, что чревато скорой поломкой агрегата.
Как обнаружить утечку
Неисправность можно выявить двумя способами:
- Измерить уровень жидкости в коробке с помощью щупа — простой и надежный метод.
- Проверить поверхность асфальта под автомобилем на предмет наличия капель масла. Однако на практике сложно обнаружить небольшие течи таким способом.
Отличить трансмиссионное масло от моторного можно по цвету и консистенции. Первое более вязкое и имеет слегка красноватый оттенок.
Причины течи
Корпус АКПП состоит из стальных и алюминиевых компонентов, которые соединяются между собой специальными сальниками. Последние также служат своего рода прокладками между коробкой и мотором.
Кроме того, в конструкции трансмиссии есть датчики и прочие электронные элементы, которые также соединяются с коробкой через специальные уплотнители. Износ последних часто становится источником течи трансмиссионного масла.
Итак, вот основные причины утечки жидкости из АКПП:
- Естественная деформация резиновых компонентов (уплотнителей).
- Люфт в точках крепления вала и коробки (данная неисправность чаще всего наблюдается из-за истирания соответствующего сальника).
- Ослабление креплений.
- Засорение сапуна (из-за чего масло под давлением начинает искать путь наружу).
- Банальное повреждение корпуса конструкции (например, трещины, сколы, отверстия).
Установить точную причину вытекания жидкости можно и по месту локализации течи:
- Между силовым агрегатом и трансмиссией. Причиной является повреждение сальника гидротрансформатора. Проблема нередко возникает, когда АКПП долгое время работает без смазки.
- Через прокладки — в этом случае причину стоит искать в неправильной установке уплотнительного герметика. Чаще всего проблема дает о себе знать после кустарного ремонта.
- Из разъема электронной платы — необходимо проверить уплотнение на предмет износа.
Каковы последствия течи
Нехватка или полное отсутствие смазки в системе АКПП может привести к серьезным проблемам. Первым дает о себе знать ускоренный износ элементов. Чаще всего разрушаются фрикционы, что сопровождается появлением рывков при переключении передач. Также повышенному износу подвергаются соленоиды и масляный насос.
Недостаток смазки приводит к перегреву оставшейся жидкости и компонентов АКПП. Из-за этого разрушаются неметаллические части, включая резиновые уплотнители и сальники.
Еще одним серьезным последствием «масляного голодания» трансмиссии является накопление отложений в конструкции коробки. Это в свою очередь становится причиной вибраций во время езды, разрушения компонентов (даже металлических), повышения температуры и ускоренного износа уплотнителей.
Как устранить утечку жидкости
Выбор того или иного метода ремонта зависит от типа неисправности. Так, если она наблюдается в новом авто, то скорее всего проблема заключается в браке крышки. Нужно отвозить машину на диагностику и при необходимости заменить поврежденный элемент.
Если же источником является трещина или отверстие в корпусе, то нужно проводить дефектовку (для этого придется снять агрегат). Обычно ремонт ограничивается заменой внешней части.
Во всех остальных случаях требуется проверка сальника в месте течи, а далее — снятие изношенного уплотнителя с последующей установкой нового.
Профилактические меры
В большинстве случаев причиной неисправности являются нарушение правил эксплуатации и отсутствие технического обслуживания. Вот полезные рекомендации от экспертов, которые помогут избежать течи и продлить срок службы трансмиссии:
- Если машина используется в условиях низких температур, то необходимо прогревать смазку в АКПП. В противном случае жидкость создает давление в системе (ведь насос пытается перегнать сильно загустевшее масло), что категорически вредно для сальников.
- Регулярно проверять с помощью контрольного щупа уровень смазки в системе. Данная мера поможет обнаружить течь на ранних стадиях и устранить ее.
- Использовать автомобиль с автоматической трансмиссией в спокойном и умеренном режиме. Следует избегать пробуксовки, езды на высоких скоростях, повышенных нагрузок и пр.
Если утечка все же произошла, то ремонт и замену масла лучше всего доверить только профессионалам. Некачественно выполненная замена комплектующих может только усугубить проблему.
Запишитесь на бесплатную диагностику АКПП
Ещё статьи по теме
Гидротрансформатор — важнейший узел автоматической трансмиссии, влияющий на работу всей…
Гидроблок — это компонент автоматической коробки передач, который распределяет масло…
В зимний период автомобили сталкиваются с суровыми условиями низких температур,…
В ходе движения коробка-автомат иногда ведет себя неестественно, что может…