Масло в вариаторе CVT: какое заливать и как подобрать

01.11.2024 227 7

Краткое содержание:

  1. Для чего используется
  2. Разновидности технической жидкости
  3. Как проводится проверка уровня
  4. Каким должен быть цвет
  5. Оптимальная температура
  6. Как понять, какое масло залили
  7. Можно ли смешивать жидкости
  8. Можно ли сменить самостоятельно
  9. Вывод

На современных автомобилях часто встречаются автоматические коробки передач, в частности – вариаторные. У них есть несколько ключевых особенностей – например, отсутствие ступеней: скорости переключаются не только автоматически, но и очень плавно.

Разумеется, это не единственная особенность вариатора – есть и другие. В частности, для него необходим особый состав масла ввиду наличия трущихся деталей в механизме. Какое масло заливать и как его выбрать?

Для чего используется

Существует несколько целей, с которыми в АКПП заливается такая техническая жидкость:

  • Поддержание оптимальной температуры механизмов, предотвращение перегрева;
  • Уменьшение трения;
  • Плавное изменение передаточного числа;
  • Смазка дифференциала.

Всё это необходимо для того, чтобы коробка работала дольше и эффективнее. Использование других технических жидкостей не рекомендуется. У них есть несколько отличий, главное из которых заключается в добавлении специальных присадок.

Разновидности технической жидкости

Есть несколько разновидностей вариаторного масла. Чтобы понять, какое из них пригодится для вашего автомобиля, нужно внимательно изучить инструкцию – там не будут указаны конкретные модели и марки, но вы получите представление о составе и свойствах.

В частности, нередко для усиления полезных свойств добавляются такие элементы, как молибден или сера. Они предотвращают разрушение металла, появление неровностей, сильного износа.

Ещё одна характерная черта такого масла – его высокая вязкость. Стандартная смазочная жидкость – не такая вязкая, потому использовать её для вариатора не стоит.

Всего основных разновидностей жидкости насчитывается три.

  1. Первая – это ATF. Она предназначается для того, чтобы смазывать сцепление, тормозную систему и автоматическую трансмиссию.
  2. Вторая – CVTF, специально предназначающаяся для вариаторных коробок. Она немного отличается по своей формуле от первой. Отличия уже описаны выше – она более вязкая и содержит вещества, которые защищают вариатор от излишнего износа. Другими словами, создана с учётом особенностей бесступенчатой КПП.
  3. Третий вид – это DCTF, подходящий только для тех механизмов, которые имеют двойное сцепление.

Некоторые производители рекомендуют свою продукцию для определённых марок автомобилей. Как правило, такие технические жидкости изготавливают сами автопроизводители – в частности, Honda, Nissan, Mitsubishi. Если ваша машина принадлежит к одной из этих марок, лучше всего будет предпочесть именно такое масло.

Как проводится проверка уровня

Нередки ситуации, когда уровень технической жидкости в автомобиле недостаточен. Чтобы заметить это или, наоборот, убедиться в том, что уровень в норме, автовладелец использует щуп.

На этом приспособлении есть отметки, обозначающие минимальное и максимальное количество смазочного материала. Оптимальный вариант – когда жидкость находится между этими двумя отметками.

Но что делать, если такого устройства нет? В этом случае узнать уровень сможет только специалист автосервиса, который проведёт диагностику с помощью компьютера.

Каким должен быть цвет

Если вы достаточно опытный автовладелец, то могли заметить, что со временем смазочная жидкость меняет свой цвет. Но с уверенностью об этом может сказать только автомеханик, специализирующийся на вариаторных коробках передач.

Как это делается? Во время диагностики сливается некоторое количество масла в специальную ёмкость. Она должна быть полностью прозрачной, чтобы оттенок можно было хорошо рассмотреть.

Нормальный вариант цвета – зелёный. Только такое масло пригодно к использованию. Однако если оно поменяло оттенок и стало коричневым, его применять уже нельзя. Иногда обнаруживается, что трансмиссионная жидкость стала красной – это тоже показатель, что пора заливать новую.

Оптимальная температура

Существуют требования даже к температуре смазочных материалов вариатора. Как мы уже сказали, одна из целей их использования – поддержание рабочей температуры механизма, потому и само масло не должно перегреваться.

Минимальная рабочая температура здесь – 20 градусов. Максимальная – 90. Чтобы поддерживать её, вы должны ездить в обычном режиме, избегать резких разгонов и торможений. Чем сильнее разогревается сам вариатор, тем меньше времени требуется для того, чтобы жидкость исчерпала свой ресурс.

Как понять, какое масло залили

Если вы не знаете, какая трансмиссионная жидкость залита в вариатор (например, приобрели подержанную машину), то сами вы определить этого не сможете. Максимум, что может сделать обычный автовладелец – посмотреть цвет (и, следовательно, понять, не нужно ли менять масло).

Определение типа смазочной жидкости, её марки и состава остаётся для вас недоступным. Это очень сложный процесс, для которого требуется химический анализ.

Хорошая новость: такие детали вам знать не обязательно. Достаточно убедиться в том, что смазочный материал подойдёт для дальнейшего использования. Для этого нужно налить небольшое количество на листок белой бумаги. После этого вы сможете рассмотреть цвет: зелёный – достаточно новое масло, красный – нужна замена.

Существуют ли ситуации, когда подробный анализ необходим? Да, и такая ситуация одна: когда вам хочется не полностью поменять масло, а просто его долить.

Можно ли смешивать жидкости

Этот вопрос может заинтересовать тех, кто заметил, что смазочного материала не хватает, и решил, что его нужно долить. Ответ на этот вопрос такой: да, смешивать можно, однако должно быть точное соответствие по вязкости и другим параметрам. Узнать, есть ли это соответствие, можно только после лабораторного анализа.

К счастью, такая необходимость возникает не всегда. С ней могут столкнуться только те, кто приобретает автомобили с пробегом. Здесь возможно два варианта решения: полностью сменить трансмиссионную жидкость или всё-таки обратиться в лабораторию.

Если же вы купили свою машину без пробега, таких сложностей возникать не должно.

Можно ли сменить самостоятельно

Владельцы автомобилей с вариаторной коробкой обращаются для замены расходных материалов в сервис. Однако эта услуга – платная, и некоторые предпочитают экономить на ней, меняя масло самостоятельно.

Насколько это допустимо? Это вполне подходящий вариант, если речь идёт о частичной замене. Но полная проводится только в условиях автосервиса.

Почему лучше обратиться к профессионалам? Есть две основных причины. Первая – они всегда используют качественное масло, и риск залить поддельную продукцию здесь минимален. Вторая – перед тем, как сменить расходный материал, специалисты сервисных центров проводят диагностику и тестирование коробки передач, чтобы точно определить её характеристики.

Вывод

Вариатор – достаточно удобное, но при этом очень требовательное устройство. Использовать для него те же смазочные материалы, что и для обычной автоматической коробки, нельзя. Чтобы подобрать нужный состав, необходимо обращать внимание на детали, такие, как вязкость и наличие определённых элементов.

К счастью, автопроизводители упростили эту задачу. Они выпускают масла под собственной маркой и дают понять, для каких именно моделей авто предназначены эти составы. Они могут стоить дороже, чем обычные трансмиссионные масла для других типов коробок. Но не стоит приобретать более дешёвые варианты – они часто оказываются поддельными.

Если вам требуется замена трансмиссионного масла, вы можете подобрать его самостоятельно. Но лучше, если это сделает профессиональный автомеханик, который произведёт и саму замену. Он может дать рекомендации по поводу состава, количества и периодичности.

Запишитесь на бесплатную диагностику АКПП

Поделиться:Вконтакте

Ещё статьи по теме