Типовые неисправности блока управления АКПП (ЭБУ)
Краткое содержание:
- Из чего состоит электронный блок управления
- Возможные причины поломки
- Как определить неисправность блока
- Как находят источник проблемы
Устройство автоматической коробки передач значительно отличается от механической. В ней есть электронный блок управления, предназначенный для того, чтобы не только управлять коробкой, но и хранить информацию обо всём, что её касается. В частности, блок «запоминает» данные о неисправностях АКПП.
Из чего состоит электронный блок управления
Это механизм, в который заложено несколько программ, работающих без вмешательства со стороны водителя, сами по себе. Вот функции этих программ:
- Фиксация различных ошибок, возникающих при работе коробки;
- Самодиагностика, чтобы эти ошибки не появлялись вновь;
- Переключение передач – основная функция этого узла автомобиля;
- Регуляция давления в механизме.
Если какая-то деталь ЭБУ выходит из строя, это может отразиться на работе всей АКПП. Потому ремонт коробки включает в себя диагностику и этого устройства. Самостоятельно определить это автовладелец не может – принцип работы ЭБУ состоит в приёме сигналов от расположенных в различных частях коробки датчиков, и она, в свою очередь, сигнализирует о том, что с узлом что-то не в порядке.
Кроме того, её работа сможет зависеть и от стиля вождения, и от других обстоятельств эксплуатации. Например, если вы предпочитаете агрессивный стиль, передача не переключается до того момента, как двигатель наберёт более высокие, чем обычно, обороты.
Возможные причины поломки
Существует несколько распространённых причин неисправностей электронного блока управления. Во-первых, не стоит всё же вести автомобиль слишком агрессивно – это приводит к повышенной нагрузке на ЭБУ, АКПП и все системы в целом. Если систематически так обращаться с машиной, ремонт последует гораздо раньше, чем вы ожидали.
Во-вторых, существует такая особенность: часто встречается ошибка по соленоидам блокировки. Если вы обнаруживаете её часто, это повод обратиться в автосервис за ремонтом. Чаще всего такая ошибка появляется из-за короткого замыкания в электропроводах АКПП. Но может произойти и другое замыкание – самого соленоида, а не проводов. При этом по какой-то причине отказывает защита от перегрузок, и как следствие – приходится пользоваться услугами автомехаников и электриков.
Третье – это температурный режим. Все механизмы автомобиля работают при повышенных температурах – но существует некий предел, выше которого начинается ускоренный износ и поломки. В том числе и у блока. Ситуация осложняется некоторыми особенностями его конструкции: между блоком и другими механизмами автомобиля отсутствуют провода. Потому перепады температур и их превышение влияют ещё сильнее.
Это не исчерпывающий список причин поломок блока. Например, причиной может стать усиленная вибрация во время работы, и эта вибрация, в свою очередь, оказывается признаком неисправности ещё какого-то механизма или детали.
Также стоит вспомнить, не ремонтировали ли вы АКПП в последнее время и не подвергалась ли она каким-то повреждениям. Если такие события происходили, не исключено, что из-за них сломался и ЭБУ.
Как определить неисправность блока
Существует несколько типичных признаков, что с блоком управления коробкой передач не всё в порядке. Вот как они могут проявляться:
- На приборной панели загорается сигнал, чтобы вы проверили мотор или трансмиссию, и причина этого вам на первый взгляд непонятна;
- Коробка перегревается, причём это может как происходить из-за проблем с управлением, так и вызывать его; максимальный показатель нормы – 100 градусов;
- Включение аварийного режима, опять же без видимых причин, и недоступность некоторых других режимов, например, спортивного;
- Рывки, толчки при переключении передач, невозможность переключиться.
Аварийный режим или сигнал о необходимости проверки – уже сами по себе признаки проблем в автомобиле. Все вышеперечисленные явления – типичны для неисправности ЭБУ.
Точно установить причину перечисленных сложностей может специалист автосервиса, воспользовавшись диагностическим сканером. Дело может оказаться совсем в другой детали, однако скорее всего явления говорят о неисправности блока управления.
Первое, что спрашивают в сервисном центре у владельца автомобиля – какие были условия его эксплуатации. Если езда агрессивная, переключения частые, нередки и температурные перепады – это значит, что вероятность поломки высока. Второе – это аварии или ремонты в недавнем прошлом. Особенно – если ремонт касался коробки передач или она была задета при наезде на препятствие.
Как находят источник проблемы
Если странности касаются коробки передач, причина может быть не только в электронном блоке, но и в самой АКПП. Точно узнать это может только работник сервисного центра со специализированным оборудованием для диагностики – для обычного автовладельца признаки часто выглядят одинаково.
Исходя из выявленных поломок принимается решение о дальнейших действиях. Если дело в самой коробке, её можно отремонтировать или заменить. Дефект механической и гидравлической части нередко сопровождается включением аварийного режима – то же можно сказать и о дефектах ЭБУ. Он проявляется «заклиниванием» на третьей передаче и невозможностью переключиться выше.
Далее перечисляем несколько характерных признаков неисправности и варианты решения.
Аварийный режим, из которого коробка не выходит
Одна из наиболее частых проблем, связанных с электроникой. Сопровождается отсутствием сигнала о нагрузке на блок управления. Вы можете ехать максимум на третьей передаче, можно спуститься ниже, но подняться выше – нет.
Наиболее сложный момент – это то, что сканер не всегда выявляет поломку. Неоднозначность положения требует пробной замены механизма. Если после такой замены неисправность не исчезает, значит, дело в чём-то другом.
Но часто диагностика всё же даёт результат. Если мастер после неё точно знает источник проблемы, это упрощает и ремонт – на него уходит меньше времени, которое в противном случае тратится на поиск.
Вышла из строя проводка
Есть множество дефектов, риску которых подвержена электропроводка в автомобиле. Она может не только оборваться – у неё протирается изоляция, на ней остаются осадки и отложения.
При повреждении изоляции сигналы могут «утекать» и не доходить до конечного пункта, что вызывает ошибки в других системах. Это также приводит к установке аварийного режима и невозможности поставить другой – или, наоборот, самопроизвольному выходу из него и переключению передач в случайном порядке.
Единственный путь достоверной диагностики – механический. Сканер может ничего не показывать, но при этом водитель обнаруживает ошибки в различных устройствах, с которыми в действительности всё в порядке. Это одна из наиболее сложных проблем, с которыми сталкиваются специалисты автосервиса. Чтобы её диагностировать, нужно видеть провода и другие составляющие части механизма.
Сломались соленоиды или регулятор давления
Именно эта поломка вызывает подозрительный шум и толчки при переключениях передач. Также может наблюдаться всё тот же аварийный режим при включении определённой скорости либо вообще отсутствие возможности её включить.
Хорошая новость заключается в том, что этот недостаток сравнительно легко определяется. В отличие от других поломок системы, он всегда выявляется при сканировании. Ещё один простой способ – измерение сопротивления, задержки и других характеристик, касающихся обеспечения механизма электроэнергией.
Датчики вращения валов в плохом состоянии
На это может указывать переключение на аварийный режим сразу после того, как автомобиль трогается с места. Если же это не происходит, но скорость переключается в первый раз (на вторую передачу с первой), он может включиться на этом этапе.
Эта поломка тоже легко диагностируется сканером.
Запишитесь на бесплатную диагностику АКПП
Ещё статьи по теме
Гидротрансформатор — устройство в корпусе автоматической коробки переключения передач. Это…
На современных автомобилях часто встречаются автоматические коробки передач, в частности…
Роботизированная коробка передач (РКПП) — популярный вид трансмиссии, который устанавливается…
На первый взгляд может показаться, что ошибиться с выбором топлива…