После замены масла в АКПП появились толчки, пинки, вибрации — почему и как исправить
Краткое содержание:
- Неправильный выбор метода замены
- Некачественное масло
- Условия, в которых проводилась замена
- Неисправность коробки передач
- Износ масляного насоса
- Смешение разных масел
- Засорённая гидросистема
- Вывод
Замена масла – одна из необходимых манипуляций для того, чтобы коробка передач вашего автомобиля работала дольше и надёжнее. Менять ли его в автоматических коробках современных моделей авто? Мнения по этому поводу расходятся: одни считают, что это нужно, другие — что новые модели рассчитаны только на одну, заводскую заливку масла.
У противников замены есть аргумент. Заключается он в том, что иногда после этой манипуляции коробка начинает работать странно, ощущаются толчки, вибрации, рывки. В чём может быть причина и как это исправить?
Неправильный выбор метода замены
Основная причина странных звуков и проблем в работе – это неверный выбор способа, каким заливается и сливается масло. Таких методов несколько, и только специалист автосервиса может определить, какой будет лучше для вашей машины.
Щадящий метод
Заключается в постепенной замене более старой жидкости на новую. Начинается со слива небольшого её количества (около 2 литров) и замены на свежую. После этого автомобиль проезжает некоторое расстояние (допустим, 1000 километров), процедура повторяется.
Перед тем, как заменить масло в заключительный раз, меняется также фильтр. В предыдущие разы такой необходимости нет.
Для кого подходит: для владельцев подержанных машин при пробеге на момент покупки более 100 тысяч километров. В особенности – если покупатель не знает, когда в последний раз производилась замена жидкости.
В чём может быть ошибка: покупатель решает сменить всё масло сразу, приобретя подержанный автомобиль. За счёт этого вымывается скопившаяся в устройстве грязь, которая, в свою очередь, засоряет гидроблок. Давление масла из-за этого может упасть, а это приводит к серьёзным проблемам, таким как необходимость замены всего блока.
Частичный метод
Похож на щадящий, но имеет некоторые отличия. Если первый подразумевает замену за несколько раз (обычно 4-5), то здесь это требуется сделать в два приёма. Также, как и в первом случае, фильтр заменяется после второго раза, после первого он остаётся на месте.
Для кого подходит: для тех, кто знает, когда заменяли масло в последний раз, и уверен, что с этого момента машина не проехала более 60 тысяч километров.
В чём может быть ошибка: владелец автомобиля не проверяет, в каком состоянии находится жидкость, которая уже залита в машину. Если она слишком стара, от неё исходят резкие запахи, значит, замена требуется щадящая, не просто частичная. Это будет сложнее, займёт много времени, но и коробка передач будет в безопасности.
Аппаратный метод
Это профессиональный способ замены автомобильного масла, который может осуществить только специалист автосервиса. Заключается в том, чтобы сначала полностью слить жидкость с помощью аппарата высокого давления, затем промыть коробку и только после этого заливать свежую.
Для кого подходит: для тех, кто регулярно обращается за заменой масла (она должна проводиться каждые несколько десятков тысяч километров, стоит уточнить в инструкции к автомобилю или в дилерском центре).
Менять масло рекомендуется каждые 50 тысяч километров – только если вы соблюдаете это условие, аппаратная замена будет иметь смысл.
Альтернативные способы
На данный момент существует ещё один метод замены, по эффективности сравнимый с аппаратным, однако, как и он, подходящий только тем, кто меняет масло своевременно. Это разрыв контура охлаждения.
Обычно это делают самостоятельно – что на современных автомобилях крайне не рекомендуется. В области теплообменника этот контур разрывается, после чего включается двигатель. Соответственно, запускается и насос коробки передач. Масло начинает выливаться в том месте, где разорван контур.
Как раз в это время человек, производящий манипуляцию, вливает такой же объём свежей жидкости. Утверждается, что этот метод помогает решить сразу две задачи: это промывка коробки и замена масла в ней.
Два последних способа, а в отдельных случаях – и частичная (в два приёма) замена могут не подойти вашему автомобилю. Это может проявиться в непривычных толчках коробки, появлении вибраций, посторонних звуков. Чтобы этого избежать, щадящий, в 4-5 приёмов, вариант станет хорошим решением. Он более универсален.
Некачественное масло
Неправильный способ замены жидкости – не единственная причина странного поведения коробки передач. Иногда бывает так, что эта жидкость действительно некачественная.
Чтобы избежать таких ситуаций, всегда интересуйтесь, какое масло заливает ваш автосервис в машины определённых марок (и в целом). Если же вы меняете его самостоятельно, отдавайте предпочтение проверенным производителям расходного материала. Желательно, чтобы это была продукция, которой вы уже пользовались и при этом получили положительный опыт.
Условия, в которых проводилась замена
Нередко причина может крыться и в более мелких деталях. Например, вы меняли жидкость при неправильной температуре. Рекомендации по этому поводу можно встретить в инструкциях по эксплуатации авто – но, если вы не нашли их там, можете спросить у специалиста автосервиса.
Есть машины, в которых нужно проделывать эту манипуляцию при полностью остывшей коробке. Если двигатель недавно работал и температура устройства выше рекомендуемых значений, замена может не дать желаемого результата, а сделать только хуже.
Решение у этой задачи довольно простое. Следует подождать, пока температура опустится до нужного вам значения, и долить либо поменять жидкость. Спустя некоторое время толчки и вибрации пропадают.
Почему температура имеет такое важное значение? Здесь необходимо вспомнить о свойствах технической жидкости. Она имеет свойство «расширяться» при нагревании, подобно некоторым металлам. Если вы смените её при горячей коробке, после остывания она уменьшится в объёме – получится, что мотор и АКПП испытывают её недостаток.
Избыток тоже негативно влияет на эксплуатационные характеристики. Если налить слишком много АТФ-жидкости, она будет «пениться», что также провоцирует сбои в работе коробки.
Что хуже – недолив или перелив масла? Наверное, второе: пена плохо влияет на функционирование соленоидов, вызывает перегрев коробки, невозможность создать нужное давление для оптимальной работы механизма.
Неисправность коробки передач
Худший вариант, почему автомобиль стал плохо ехать после замены масла – это неисправность самой коробки. Она может быть небольшой, требующей замены пары расходников, или серьёзной, при которой поможет только дорогостоящий ремонт.
Но и этого варианта не стоит бояться: скорее всего, второй случай – не ваш. Скорее всего, просто подтекает сальник либо прокладка. За счёт этого масла становится меньше.
Основная причина толчков, вибрации, пробуксовок при езде и других нежелательных явлений – это перегрев коробки. Его, как мы выяснили, может вызывать как переизбыток, так и недостаток технической жидкости. Следите за её уровнем, чтобы АКПП находилась в хорошем состоянии.
К сожалению, неточности такого плана могут случаться не только при самостоятельной замене, но и при пользовании услугами автосервиса. В таком случае вы оплачиваете замену АТФ-жидкости, выезжаете из сервиса, а вот проблему замечаете слишком поздно. Если это случилось, лучше всего будет вернуться и попросить проверить уровень.
Износ масляного насоса
Распространённая поломка у автомобилей с солидным сроком пробега. У каждой детали есть свой ресурс – имеется он и у масляного насоса. Когда срок его службы подходит к концу, это может проявляться всё теми же толчками, появлением посторонних звуков под капотом («вой»), а также ухудшением динамики разгона.
Во избежание преждевременного износа лучше пользоваться проверенной продукцией, а также обращать внимание на вязкость. Если этот показатель слишком высок, насос может прийти в негодность раньше срока.
Решение и здесь стандартное: обращение сервисный центр. Здесь насос снимут, разберут, промоют и при необходимости заменят наиболее изношенные детали.
Смешение разных масел
При замене рекомендуется обращать внимание на характеристики выбранной вами или мастером жидкости. Желательно, чтобы она была той же марки, что использованная до этого, и имела те же параметры (в частности, показатель вязкости). Если вы смешиваете два вида АТФ-жидкости, имеющих разные показатели, результат предсказать невозможно.
Рекомендация – внимательно относиться к пробегу и не пропускать срок плановой замены. В этом случае есть возможность провести плановую – и поменять старую жидкость полностью.
Засорённая гидросистема
Обязательный этап этой процедуры – промывка поддона, при необходимости меняется фильтр и другие расходные материалы. Если какой-то из этих этапов был пропущен (или пропущены все), то гидросистема может засориться.
В этом случае остаётся только разбирать коробку целиком и промывать систему.
Вывод
Смена масла – рядовая процедура, через которую автомобиль проходит несколько раз за весь срок службы. В некоторых машинах её проводят и десятки раз.
Обычно она не вызывает описанных последствий. Однако, если они появляются, рекомендуется вернуться в мастерскую, где проводили замену, и попытаться выяснить причину сбоев. Чаще всего она довольно проста, но может заключаться и в изношенности некоторых деталей, и в их преждевременной поломке. В этом случае, чем раньше вы обратитесь к специалистам, тем лучше – неисправность не успеет нанести серьёзного ущерба, выведя из строя всю коробку передач.
Запишитесь на бесплатную диагностику АКПП
Ещё статьи по теме
Вариатор (CVT) — трансмиссия, которая по некоторым характеристикам превосходит роботы…
Автоматическая коробка передач требует особого подхода к эксплуатации, отличающегося от…
Часто владельцы автомобилей с автоматическими коробками передач сталкиваются с утверждением…
Роботизированная коробка передач (РКПП) — достаточно надежный агрегат, который по…