Когда менять масло в АКПП?

Специализированный АКПП сервис в Челябинске
Бесплатная диагностика
Для звонка кликните по номеру
+7 (351) 750-66-99
Или отправьте заявку, мы вам перезвоним
Записаться

Когда менять масло в АКПП?

Когда нужно менять масло в АКПП и нужно ли это делать вообще? Разберемся.

Менять масло в АКПП следует в нескольких случаях:

  1. Во время планового ТО
  2. Когда старое масло пришло в негодность

Масло в АКПП – важнейшая техническая жидкость, она необходима для бесперебойной работы автомобиля. Но вот когда менять масло в АКПП, мало кто знает, или не знает никто. Это важная техническая процедура должна быть выполнена вовремя. Но даже производитель авто не всегда указывает, когда наступает этот стратегически важный момент замены технической жидкости.

Масло, которое находится в автоматической коробке передач, предназначено для большого количества необходимых для машины функций. Оно является смазкой для подшипников, помогает охладить нагревающиеся детали и предохранить их от раннего износа, незаменимо для гидравлической системы управления и гидротрансформатора.

Чтобы все части АКПП работали без сбоев и помех, масло должно быть в рабочем состоянии, без лишних примесей и загрязнений, которые в нем со временем появляются. Если не соблюдаются параметры состояния технической жидкости в коробке передач, одна из ее частей уже работает с перебоями.

Это сразу же сказывается на поведении машины – теряется тяга, появляются толчки, рывки, в особо запущенных случаях автомобиль вовсе отказывается ехать. Из-за чего и как это происходит, что случается с маслом и коробкой?

Функции масла в АКПП

Развитие современных технологии, в том числе в автомобилестроении, позволило перевести коробки передач из систем с гидравлическим управлением в электронноуправляемые механизмы.

Один из основных принципов работы коробки все же остался – гидродинамический трансформатор по-прежнему работает совместно с платенарной коробкой, где при подаче давления на одну из групп фрикционов либо тормозную ленту выполняются переключения.

В некоторых коробках передач до сих пор встречается ГДТ, часто его заменяет комплект сцеплений. В некоторых авто редукторы представляют собой классические планетарные конструкции, иногда это вальных конструкции, что можно встретить в моделях Хонды. А еще нередко присутствуют ременные и цепные передачи вариаторов.

Несмотря на редко встречающиеся исключения, система управления по-прежнему подает давление на исполнительные узлы. В итоге благодаря давлению создается маслонасос, а техническая жидкость выполняет свои основные функции – смазка, охлаждение и управление переключениями передач.

От этой часто используемой и уже привычной схемы отошли простейшие «роботы», оборудованные всего одним сцеплением и коробкой Getrag 6DCT250. В АКПП таких машин у масла гораздо меньше «обязанностей» - оно отвечает за смазку нагревающихся и трущихся деталей и охлаждает редукторы коробки. Остальные АКПП по-прежнему используют свое масло для выполнения им массы самых разных функций.

Масло для выполнения всех функций, возлагаемых на него, должно обладать определенной нужной вязкостью и смазывающими свойствами. Эти качества, конечно, не могут быть сохранены маслом навеки, рано или поздно техническую жидкость надо заменить на свежую.

Почему происходит износ масла в коробке

У любого трансмиссионного масла со временем пропадают все его полезные свойства и технические характеристики. В первую очередь, - в результате перегрева в итоге жесткой езды, грязи в радиаторе, постоянного попадания в техническую жидкость микрочастиц, которые летят в нее с фрикционов и накладок блокировок ГДТ. Соответственно, вполне логично, что мастера оценивают прозрачность масла в коробке и проверяют, нет ли запаха горелого.

Несмотря на отсутствие ненужных запахов и наличие чуть ли не заводской прозрачности, не стоит думать, что масло по-прежнему отличное. Со временем оно теряет все свои свойства и становится не только бесполезным, но и даже вредным для автомобиля. В масле постепенно вырабатываются противозадирные присадки, техническая жидкость теряет свою вязкость и рабочие свойства. Помимо этого, в процессе эксплуатации масло загрязняется своими продуктами разложения и износа коробки. В масло, помимо микрочастиц фрикционов и накладок ГДТ, попадают и частички износа редукторов и подшипников.

Фрикционы не зря выполнены из мягкого картона, а не из более крепкого материала. В результате износа этих деталей не наносится сильный вред АКПП. Но в особо запущенных случаях частички металла, золы и картона наносят непоправимый вред в алюминии, из которого изготовлены гидроплиты и в клапанах АКПП. Соответственно, фрикционы из керамики или карбона значительно ускорят выход из строя коробки передач.

Из вышесказанного понятно, что масло теряет свои свойства, засоряется и подлежит замене. Как ни странно, далеко не все автомобилисты понимают, что пора менять масло. Далеко не все знают, что его вообще надо менять.

Откуда появилось убеждение, что масло в АКПП не нуждается в замене?

Те, кто покупал машину 20-25 лет назад, получали отличную рекомендацию – для сохранения отличных характеристик и рабочих свойств масла, его требуется менять каждые 30-60 тыс. км пробега. Эта цифра была даже рекомендована производителями новых автомобилей.

Прогрессивные технологии и появление электронных систем управления АКПП значительно повысили приспособляемость коробки и всех ее частей к условиям эксплуатации автомобиля и характеристикам масла. В этот период самые популярные и известные производители по секрету всему свету рассказали, что теперь-то масло в коробке передач менять не надо вообще. И даже рекомендации производителя по замене масла в АКПП исчезли из документации новых автомобилей.

Кто же сделал такое заявление? В первую очередь, это сделала компания Mercedes—Benz, а затем и ее конкуренты - BMW и Audi.

Компания Mercedes разрешила не менять масло в своих пятиступенчатых АКПП серии 722.6. В это же время конкуренты, у авто которых не было своих трансмиссий, разрешили вообще не менять масло в машинах, оборудованных трансмиссиями ZF. Однако, в тех же техпаспортах автомобилей БМВ и Мерседес мелким шрифтом указывалось, что в случае эксплуатации машины в сложных и тяжелых условиях, масло в коробке передач все же заменить можно и даже нужно.
Такой шаг от лидеров автомобильной индустрии, конечно, не остался незамеченным, остальные производители подхватили эту замечательную идею и тоже разрешили увеличить сроки эксплуатации трансмиссионного масла чуть ли не до бесконечности. Это привело к довольно печальным последствиям, что можно увидеть при сравнении надежности АКПП в начале 90-х годов и в их конце. Многие на практике убедились, что масло в коробке менять нужно обязательно, можно даже раньше, чем предписано регламентом.

Сегодня у той же немецкой тройки лидеров-производителей в техпаспорте авто прописан регламент замены масла в АКПП. К примеру, в Мерседесе рекомендуется менять техническую жидкость в коробке передач через 50 тыс. км пробега. В автомобилях с семиступенчатой АКПП серии 722.9 предлагается менять масло через 125 тыс. км пробега либо через 5 лет.

Несмотря на то, что замена масла в таком интервале рекомендована заводом-изготовителем автомобиля, свойства старой и новой жидкости очень отличаются. Тогда АКПП при замене масла придется достаточно долго адаптироваться к новой технической жидкости, но бывает ситуация и хуже – после замены масла коробка выходит из строя.

Если масло не менять

Рекомендуемый интервал замены масла на автомобилях – от 60 до 80 тыс км пробега. Довольно сложно его соблюдать, особенно, если автомобиль меняет владельца. Новый хозяин может и не знать, когда пришла пора заменить техническую жидкость в АКПП. Некоторые недобросовестные продавцы скручивают пробег, чтобы выгоднее продать машину, поэтому сложно вычислить, когда менялось масло и когда следует его сменить. Сервисные книги нередко утеряны либо в них отсутствуют записи. Даже у дилеров сложно узнать о замене масла – они просто забывают про эту процедуру.

Соответственно, приобретая машину с автоматической коробкой передач, нельзя быть уверенным в том, что масло было заменено вовремя и нельзя понять, когда это вообще было сделано.

Немало автовладельцев стараются облегчить проблему и решают просто не менять масло. Доля здравого смысла в этом присутствует, конечно. Коробка передач, уже прилично изношенная, вполне нормально работает на несвежем масле со всеми попавшими в него фрикционными крошками, непонятной вязкостью. А вот когда масло меняют на свежее, в котором еще нет фрикционов, прекращается сдерживание давления соленоидами, моющие присадки быстро смывают весь шлам. В это же время полное давление маслонасоса выбивает прокладки. Как итог – автомобиль больше никуда не едет, приходится его эвакуировать на СТО или в гараж.

Чтобы убедить себя в том, что коробка вообще не нуждается в замене масла, достаточно поискать информацию в руководстве пользователя, подтверждающую, что масло можно не менять до конца срока службы технического средства. Обратив внимание на характер езды машины, можно заметить, что коробка и на старом масле прекрасно справляется. Значит, раз работает, думают владельцы машины, значит, и лезть туда не надо. Это и экономия времени, денег, сил, да и нервов. А при продаже машины старый владелец передает всю головную боль, касающуюся замены масла в АКПП следующему автовладельцу. Что примечательно: очень редко покупатель автомобиля вообще спрашивает о свежести масла в коробке передач.

Если срок замены масла пропущен, а АКПП работала на старой технической жидкости не менее 60 тысяч км, то можно предсказать ее незавидную судьбу. Если масло поменять – коробка передач выйдет из строя. Если масло не менять – все равно АКПП выйдет из строя.

Многие автолюбители в таком случае выбирают второй вариант – масло не меняют и ездят, надеясь на то, что коробка «протянет» как можно дольше. Настолько дольше, чтобы автомобиль не вышел из строя, пока его благополучно не продадут новому владельцу.

Если масло поменять

Если автовладелец примерно вел сервисную книжку, скрупулезно записывая всю историю техобслуживания авто, это отлично. Значит, масло менялось вовремя, согласно регламенту, или даже чаще. Масло в современных АКПП загрязняется еще до рекомендованного срока замены, так как накладки блокировки ГДТ активно используются. В масло в огромном количестве попадают продукты износа накладок. К сожалению, фильтры не в состоянии удерживать все лишние частицы из-за малого рабочего давления.

К сожалению, такая ответственность по отношению к техобслуживанию авто, – редкость. Если автомобиль не продается и остается в этих же бережливых и надежных руках ответственного владельца, он может прослужить очень долго, поражая своей живучестью даже при эксплуатации в экстремально сложных условиях.

Но, к сожалению, нередко машина находится в руках тех, кто не только не хочет менять масло в коробке, но и старается сэкономить на техобслуживании автомобиля, стремясь поскорее его сбыть.

Способы замены масла в АКПП

Приятная и полезная особенность электронного управления АКПП в том, что можно провести качественную диагностику коробки без ее снятия. Нередко при помощи сканера, оснащенного специализированным софтом, можно узнать, в каком состоянии находится коробка. Для этого достаточно подключить дилерский сканер к блоку управления. Если АКПП ведет себя нормально, отсутствуют ошибки, пробуксовки, рывки, можно наладить интервал замены масла в коробке.

Лучший способ, но не лишенный риска, – полная замена технической жидкости вытеснением либо прокачкой. Это процедура замены старого масла, напичканного продуктами износа, на свежую техническую жидкость. Затем все адаптации при помощи дилерского сканера полностью сбрасываются.

В итоге работа АКПП после замены масла не ухудшается. Исключения все же бывают, хоть и крайне редко. Но это бывает в случае, когда автовладелец намеренно игнорировал явные проблемы в работе коробки передач.

Даже при первых звоночках, свидетельствующих о наличии проблем с АКПП, необходимо действовать совсем по-другому. В этом случае нужно найти отличного опытного мастера, который не только скажет, что необходима лишь частичная замена масла, но и сам ее выполнит. В этом случае насос не подключают, а просто сливают часть масла и разбавляют оставшуюся техническую жидкость новым маслом. Через небольшой пробег процедуру необходимо повторить.

Чем хорош этот вариант замены масла? Во-первых, если резко сменить свойства масла, может забиться гидравлика в результате сильного изменения условия работы узлов АКПП, а также мощного вливания моющих присадок.

Поэтому частичное вливание масла не сможет так сильно «травмировать» коробку передач. А также не требуется использование дилерского сканера и оборудования, нужного для замены технической жидкости. Соответственно, можно заменить масло в небольшом сервисном центре.

Затем, после замены масла, владелец машины оценивает влияние процедуры частичной смены жидкости на поведение коробки. Если наблюдаются только улучшения, то частичную замену масла продолжают. А в конечном итоге выполняется полная замена масла способом вытеснения.

Если в интервале между частичными заменами масла динамика работы авто не улучшается, а наоборот, присутствуют негативные изменения, нужно просто подождать.

Способ частичной замены масла в АКПП считается достаточно безопасным, так как не ожидается опасных последствий для авто. Помимо этого, масло по-прежнему сохраняет все загрязнения, нужные ему для нормального функционирования коробки передач, хотя при этом другие свойства технической жидкости полностью восстанавливаются.

Если становится понятно, что АКПП серьезно изношена и поведение конструкции не намекает, а прямо дает понять, что уже скоро автомобиль просто перестанет ездить, используют другой способ замены.

Когда требуется сменить масло, но нет возможности сразу вложить немало финансов в капитальный ремонт коробки, можно провести процедуру замены технической жидкости совместно с тестированием и чисткой гидроблока, заменой прокладок.

Процедура представляет собой уже не просто замену масла, а конкретный ремонт АКПП, однако итогом этого процесса станет улучшение характеристик коробки и устранение неприятных факторов замены. Такой метод применяют на продольно расположенных узлах, где наблюдается нижнее расположение гидроблока. На таких агрегатах легко снять картер коробки и сам гидроблок. Благодаря этому, стоимость процедуры оздоровления технической жидкости значительно снижена.

Нередко после всех вышеописанных усилий по чистке и замене масла состояние АКПП приходит в норму. Но все же шансы на это не особо велики. Чаще всего ситуация улучшается совсем слабо, либо коробка полностью выходит из строя.

Какие выводы?

Вывод тут один: масло в АКПП менять необходимо. Это однозначно. Такая процедура нужна, пока не изобретут варианты обхода старения масла и износа механической части АКПП. Маркетологам, обещающим безупречную работу масла до окончания срока эксплуатации автомобиля, верить вообще нельзя, их задача – продать машину и не более того. Мало кто хочет, чтобы ваша машина работала вечность, ведь вы в итоге не захотите покупать нового железного коня, ведь так?

Не изобретены чудесные технические жидкости, своей безупречной работой сохраняющие АКПП автомобиля в идеальном состоянии целые десятилетия. Срок старения масла зависит от условий эксплуатации авто, пробега и температуры работы.

Масло нужно менять, но относиться к этой процедуре ответственно и спокойно. Если вам часто приходится эксплуатировать авто, долго стоять в пробках, а мотор нередко греется, можно менять техническую жидкость чаще.

Можно использовать частичный способ замены масла. Можно это делать ранее, чем пройдет интервал, рекомендованный производителем.

Записывайтесь на бесплатную диагностику на нашем сайте и точно будете знать состояние вашей АКПП и когда пора менять масло.

Запишитесь на бесплатную
диагностику АКПП
Для звонка кликните по номеру
+7 (351) 750-66-99
Или отправьте заявку, мы вам перезвоним
Записаться
АКПП Групп © Все права защищены